О смертной казни
Среда, 13 Август 2008Для начала немного статистики:
Данные о казнях в 2007 году (По данным Amnesty International(1)):
КИТАЙ 470+
ИРАН 317+
САУДОВСКАЯ АРАВИЯ 143+
ПАКИСТАН 135+
США 42
ИРАК 33+
ВЬЕТНАМ 25+
ЙЕМЕН 15+
АФГАНИСТАН 15
ЛИВИЯ 9+
Примечание: Если AI известно о том, что казни в стране проводились, но неизвестно их точное количество, то мы ставим «+» напротив названия страны.
Неудивительно, что лидером по количеству смертных казней является Китай, в котором разработано довольно суровое законодательство и где строго караются многие виды незаконной деятельности, которые бы в другой стране получили более мягкий приговор.
Здесь вопрос такой, ведет ли такое строгое исполнение приговоров к каким-либо результатам? Количество преступлений в Китае от этого меньше не становится, так же как и в других странах. Следовательно, проблема не в законах, а в самих людях. Ведь если человек решит вступить на преступный путь для получения больших материальных доходов (например, наркоторговля), то его смертной казнью не запугаешь. Каждый год они попадаются десятками и их лишают жизни, но им на смену приходят другие. Здесь нельзя не согласиться с персонажем М.Булгакова профессором Преображенским «Разруха не в клозетах, а в головах»!
Вероятно, надо искоренять причину, но их много, и над этим светлые головы уже думали и пришли к выводу что со всем бороться просто невозможно. Но правильно ли продолжать тот путь, который выбрало человечество, а именно самому решать кто должен жить, а кто нет?
Казахстан принял решение о введении моратория на смертную казнь в конце 2003 года.
“Согласно официальной статистике, предоставленной Министерством иностранных дел, три человека были приговорены к смертной казни судами первой инстанции в период с 30 июня 2006 года по 30 июня 2007 года.” (Законодательная база данных БДИПЧ (2)).
Но ни один из этих приговоров не приведен в исполнение. С одной стороны, удивляет такое низкое количество приговоров, с другой, это не может не радовать. Говорит ли это о том, что казахстанское общество постепенно приобретает черты настоящего, демократического, гражданского общества? Ведь сам факт принятия решения о моратории говорит о многом. Общество понимает что людей просто так казнить никому не дано, общество не имеет на это права.
Право давать жизнь и забирать ее - прерогатива принадлежащая высшей силе - Богу. А люди почему то решили что они могут вершить правосудие в ее крайнем проявлении, под предлогом “поддержания правопорядка и создания правового государства”.
Видов преступлений по которым суд приговаривает на смертную казнь много: трафик людей, наркоторговля, убийство, теракт. Но надо понимать что все это последствия. Избавляться нужно от причин.
Хотелось бы остановиться на причине по которой человек идет на убийство. Понятно, что психически здоровый человек такое преступление не совершит. Во многих случаях, если не во всех, “преступники” это люди у которых нарушена психика. В этом случае более гуманным, справедливым было бы их лечить. Потому что эти люди часто не осознают всю серьезность совершенного ими преступления. Обществу надо пытаться помогать им и дать еще одни шанс, шанс на исправление.
В Норвегии был проведен эксперимент: особо опасных преступников, приговоренных к смертной казни изолировали от общества и поселили на отдельном острове, неподалеку от континентальной части. Они жили так же как и живут свободные люди, им создали инфраструктуру, построили дома, дали работу. В результате, “преступники” подняли уровень жизни поселения, добросовестно выполняли работу, растили детей… Но самое удивительное, уровень преступности в поселении оказался одним из самых низких по стране!
Пример, описанный выше, доказывает что гуманное общество, которое не “избавляется” от преступников путем совершения смертной казни, способно достичь высоких результатов путем самодисциплины. “Преступники” это люди, которые вышли из нашей среды, надо лишь повернуться к ним лицом и протянуть руку помощи!
Ссылки:
(1)http://www.amnesty.org.ru/pages/392-15042008-news-rus
(2)http://www.legislationline.org/ru/?tid=144&jid=28&less=false